Христос в терновом венце
Рубенс с рождения был человеком очень религиозным. Такое осмысление христианства и одновременно человеческой природы – одни из главных качеств, которые сделали Рубенса великим мастером мировой художественной культуры. Люди на картинах мастера действительно созданы из плоти и крови, а их божественная суть передана с удивительной красотой, даже мощью живописного мастерства.
На картине изображен момент, когда Иисуса выводят на показ народу. Скоро его казнят за идеи, которые он проповедует. Но сейчас из него решили сделать посмешище. На голову ему надели терновый венок, как символ несуществующей короны. Над ним насмехаются, а острая корона с шипами причиняет мучительную боль. После того, как Иисуса нарядили в королевский наряд, весь римский народ стал потешаться над ним. В мученика стали кидать камни и бить его палками. Радуйся, Царь Иудейский!
Слева от Христа, указывая на него перстом, стоит Понтий Пилат. Он показан в виде старца, который будто задает немой вопрос зрителю. До того, как Христа вывели на показ, требуя его казни, первосвященники и книжники привели его к римскому прокуратору Пилату. Уступая их требованиям, Пилат “взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего”. Указующий жест Понтия Пилата, не признавшего вины за Христом, иллюстрирует слова прокуратора: «Ecce homo», что можно перевести как «Это же человек».
Справа от Христа представлен стражник в металлическом шлеме, который надевает на Спасителя багряный саван — символ царского достоинства.
Наибольшую часть полотна занимает фигура Спасителя в терновом венце со связанными за спиной руками. На груди и плечах заметны следы бичевания. Несмотря на то, что Спаситель представлен в сцене поругания, осмеивания, весь его вид является олицетворения божественной стойкости духа и человеческого достоинства. Он не кажется нам испуганным или жалким. Он спокойно идет на встречу опасностям, он не пытается никуда сбежать. Взгляд Иисуса, направленный прямо на зрителя, волевой и одухотворенный.
Сбалансированное построение, безукоризненная компетентность в анатомии и скульптурная моделировка форм указывают на внимательное изучение мастером памятников античного и ренессансного искусства. Вместе с тем, техника живописи на дереве с применением белого мелового грунта, гладкая красочная фактура и материальная осязаемость в изображении предметов, особенно металлического шлема с красноватыми рефлексами от багряницы на нем, связаны уже с национальными традициями.
Научный сотрудник Эрмитажа Н. И. Грицай, описывая картину отмечала: «Скрытая динамика, волевой накал одухотворяют каждый мускул фигуры Христа, с несколько караваджистским вызовом выдвинутой на зрителя». А искусствовед И.В. Линник считает, что прототипом фигуры Иисуса послужила античная скульптура «Кентавр, покорённый Амуром» из Галереи Боргезе в Риме.️