Сикстинская Мадонна
Сикстинская Мадонна цепляет взглядами. Она разговаривает с нами.
Чем вызван трагический, беззащитный взгляд Мадонны? Что привело её в отчаяние? Дева Мария смотрит прямо, но не на зрителя… На что же? На смерть собственного сына. Именно распятие обычно стоит в католических церквях перед алтарным образом, каковым и являлась «Сикстинская Мадонна». Дева Мария будто просит у человечества милосердия, защиты: она осознаёт великую роль своего сына — искупителя грехов человечества, но бесконечно любит его как мать и не хочет отпускать. Неестественная поза, в которой Мадонна держит младенца, еще раз подтверждает её внутреннюю борьбу между ролью матери и Пресвятой: она не прижимает его к себе, а будто несет в жертву, в дар людям, но её правая рука всё ещё инстинктивно придерживает ребенка, говоря о неготовности расстаться с любимым сыном. Мадонна одновременно будто идет навстречу зрителю, но вместе с тем стоит в неуверенности. Глаза Иисуса смотрят на мир «пристально, напряжённо, с недоумением и страхом». В его взгляде мы не видим ни назидания, ни всепрощения, ни примиряющего утешения. Он с человеческим страхом, но божественной решимостью принимает свою судьбу. Робкое, кроткое лицо Девы Марии не похоже на любое другое. Это собирательный образ идеальной красоты, не срисованный с натуры. Искусствоведы до сих пор не смогли найти ни одного эскиза Сикстинской Мадонны, что заставляет поверить в версию, что её лицо художник увидел во сне.
Старичок в левой части картины, с благоговейным восторгом в глазах указывающий путь Деве Марии, — папа римский Сикст II, чьим именем названа церковь, заказавшая работу. Его колено приклонено, левая рука прижата к груди, папская тиара — символ церковной власти — снята и стоит по правому боку: все говорит о почете и уважении Царицы Небесной с его стороны. Папа римский Сикст II причислен к лику святых: во время гонения на христиан в Риме, «он предложил себя и свою собственную голову на плаху, не допуская, чтобы языческое безумие навредило другим верующим».
Не смеет поднять глаз преклонившая колено перед Мадонной святая Варвара — покровительница церкви святого Сикста. Её лицо тоже прекрасно, но совсем иначе, не как лицо Девы Марии. Узнать её на картине просто — её атрибутом является замок на заднем фоне. Эта девушка была настолько красива, что отец заточил её в башню, дабы скрыть от посторонних глаз. Пока святая находилась там, она пришла к мысли о существовании Единого Бога. Когда ей начали разрешать выходить из башни, чтобы выдать замуж, она втайне приняла христианство. Святую Варвару бичевали, потом эти же раны натирали власяницей, их же опаляли огнем, но молодая и прекрасная девушка не отказывалась от своей веры. Отец её обезглавил. Сегодня христиане её почитают как защитницу от насильственной и внезапной смерти.
В нижней части картины равнодушным взглядом следят за происходящим два ангела, очень полюбившиеся современным маркетологам и ставшие, наверное, более узнаваемыми, чем сама работа художника. Некоторым может показаться, что эти две фигуры вовсе не к месту в этой драматичной картине. Но херувимы осознают, что ничего изменить уже нельзя. Что судьба Иисуса — искупителя грехов человечества — уже предрешена. И остаётся лишь следить.
За Девой Марией, если присмотреться, можно увидеть множество лиц, кажущимися на первый взгляд простым туманом. Согласно учению гностиков (которому придерживался и сам Рафаэль) — это ещё не родившиеся души, восхваляющие Господа Бога. Завершает композицию приоткрытый занавес, будто давший зрителю на момент самому самому увидеть небесное чудо. Зеленый цвет занавеса — символ милосердия Господа, пославшего своего сына в жертву человечеству.
Сикстинская Мадонна — это диалог со зрителем эпохи возрождения. Впервые ему дали возможность почувствовать на себя взгляд Мадонны. Пережить этот взгляд.️