Art's Context
Мадонна со щеглом

Мадонна со щеглом


Образ Мадонны каждый художник видит по-своему. Величавая и холодная «Мадонна с гарпиями» Андреа дель Сарто, сдержанная и осторожная «Мадонна Оньиссанти» Джотто, печальная и задумчивая «Мадонна с книгой» Сандро Боттичелли. Человек, впервые встретивший «Мадонну со щеглом» Рафаэля вряд ли скажет, что картина имеет какой-то религиозный посыл. Работа флорентийского художника не напоминает православных икон, изображающих Царицу Небесную, величественно восседающую на троне. Дева Мария робко сидит на камне и единственное, что говорит о её статусе, — едва виднеющийся нимб над головой. Точно также картина не похожа на работы живописцев эпохи раннего возрождения, изображающие Богоматерь со скорбным взглядом, предзнаменующим участь любимого ребенка. Напротив, художник, в очень раннем возрасте потерявший обоих родителей и чувствующий потребность в материнской ласке, изображает Мадонну как любящую мать, оберегающую меж своих коленей младенца Иисуса Христа. Нежный, любящий взгляд Девы Марии, на минуту прервавшейся от чтения Святого Писания, её румяные щеки и едва заметная улыбка оставляет у зрителя ощущение спокойствия, гармонии и своей собственной защищенности под её лоном.

Образ Мадонны наполнен некоторым символизмом. Как и в работах большинства других художников, Мария изображена в красной тунике под синей накидкой. Красный цвет чаще всего связывают с будущими страстями Христовыми, его страданиями и пролитой ради искупления человечества кровью. Синий цвет накидки означает девственную чистоту Марии и непорочность зачатия Христа, а значит и его свободу от первородного греха.

Помимо Мадонны на картине также изображены два младенца — Иисус Христос и Иоанн Креститель. Иоанна Крестителя — последнего пророка, предсказавшего явление Христа — легко узнать на иконах и картинах благодаря шкуре, накинутой на плечи. До 30 лет пророк вел отшельническую жизнь в пустыне, питаясь только акридами и диким мёдом, с чем и связано его изображение в таком одеянии. Детскую восторженность и желание поделиться с другом: «вот, смотри, что я нашел» — читается во взгляде Иоанна. Поза и взгляд Иисуса, напротив, кажутся зрителю неестественной для младенца, более подходящими для зрелого, мудрого человека, каким и хотел его показать художник. В его взгляде читается осознание собственной судьбы и смирение с ней.

Ощущение интимной, теплой обстановки создают касания и взгляды персонажей в картине — касание ножки Иисуса к ноге его матери, полный доверия и спокойствия взгляд Иоанна и Иисуса друг на друга, рука Девы Марии, придерживающая младенца Иоанна, тянущаяся ладонь Иисуса к щеглу и нежное выражение глаз Мадонны.

Название картины дано тоже не просто так. С красным пятнышком щеглов связана отдельная легенда. Говорят, что это пятно птичка получила после того, как вырвала окровавленную колючку из тернового венца Иисуса на кресте.

В целом, картина оставляет у зрителя ощущение спокойствия, безмятежности и умиротворения. И только красное пятнышко щегла и взгляд Иисуса вносят тревогу и напоминают, что на картине изображен совсем не обыкновенный младенец.️