Art's Context
Купчиха за чаем

Купчиха за чаем


Немногие артисты удостаиваются чести превратить свое имя в нарицательное. Так, Рубенсовские женщины и мадонны Рафаэля уже давно у всех на слуху. Однако и у русского художника Кустодиева тоже получилось это, ведь недаром понятие "кустодиевские красавицы" давно стало привычным эпитетом пышных женщин. Возможно, немного ироничным, но определенно восторженным. Мастер и писал их с такой любовью ведь в них содержится так много: и элементы русских красавиц, и монументальность, и реальность, совмещенная с фантазией.

Такие зажиточные купчихи художника являлись олицетворением мечтаний народа о счастье, сытости и достатке. В качестве модели для работы художник выбрал баронессу Галину Адеркас из Астрахани, где родился и сам мастер. Модель с радостью дала согласие позировать, несмотря на то «Купчиху за чаем» довольно тяжело назвать портретом Галины, поскольку художник немного преувеличил её формы и сделал чуть-чуть постарше.

Как не странно, но это яркое жизнерадостную картину, полную светом в каждой детали, Кустодиев написал в один из самых трагических моментов своей биографии. В этот период мастер потерял возможность ходить и остался почти без денег в новой стране, которая только-только пережила революцию. Кустодиев удивительным образом продолжал писать добрые и богатые по свету картины. Он будто воскрешал образы дореволюционной России, страны, которая совсем недавно ушла из жизни художника.

В письме режиссёру Василию Лужскому художник писал: «Живём мы здесь неважно, холодно и голодно, все только и говорят кругом о еде да хлебе… Я сижу дома и, конечно, работаю и работаю, вот и все наши новости».

Купчиха спокойна и величава в сознании своей красоты и женского обаяния. Ее движения плавны и неторопливы – под стать замедленному провинциальному ритму жизни. Уютно расположившись, подперев локоть одной руки другой и фривольно оттопырив пухлый мизинец, она пьет с блюдечка. А к пухлому плечу хозяйки ластится её котик, которому художник насмешливо придает черты своей госпожи.

На столе расположен роскошный натюрморт, который впечатляет своей цветовой гаммой. Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар. Все эти элементы изображены естественно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, будто на лавочных вывесках. А на заднем плане мастер показывает пейзаж провинциального города, где живописно виднеются церкви.

Интересно, что полотно кажется очень колоритным, хотя художник применил всего несколько основных цветов. Все они собраны на броши, украшающей платье нашей героини: фиолетовый, голубой, красный, зелёный, жёлтый.

Хотя в мире искусства уже вовсю воцарялся авангард: абстракционисты, экспрессионисты, кубисты, сюрреалисты. «Купчихой за чаем» любовались все, в том числе даже самые благочестивые консерваторы вроде Нестерова, и певцы революции вроде Маяковского.️