Art's Context
Видение

Видение


История искусств таит множество картин, овеянных тайнами символизма и аллегорий. Одним из художников, предпочитающих метафорические приемы, является Яцек Мальчевский (1854–1929).

Яцек родился в бедной семье из Радома и получил домашнее образование. В 1871 году Мальчевский переезжает в Краков, где обучается в местной Школе изящных искусств. Преподаватель Яцека Ян Матейко отмечает талант юного художника и предлагает ему продолжить обучение в Париже, после чего уже в Польше Яцек получает должность профессора Краковской Академии. Признанный на Родине Мальчевский вступает в 1897 году в союз художников и путешествует по Европе.

Яцек Мальчевский, впитавший европейские традиции и академическую манеру, не принимает тенденции XX столетия и продолжает работать в таких направлениях, как символизм и модерн. Проявление этих двух течений мы видим на работе Яцека «Видение» (1910). Художник изображает сразу три временных пространства, аллегорически представленных тремя противопоставленными группами: мужчинами в кандалах, женской фигурой и художником, а также мольбертом с картиной.

Старики в кандалах на заднем плане картины символизируют прошлое. Так Яцек изображает меланхолию польского народа после потери независимости. Согласно сюжету картины, этот образ может иметь еще одну интерпретацию: Яцек показывает людей, закованных в кандалы искусства, уже не способных высвободиться; они пытаются убедить художника не покоряться музе, но, заслоненные стеной, не способны уже докричаться до художника. Настоящее — это сам художник и муза. Возможно, в роли одетого в костюм, в белую сорочку и начищенные до блеска туфли польского интеллигента Яцек изображает самого себя — юного, не ведущего, что снисхождение музы — это и благосклонность, и проклятие. Склонившись перед покровительницей искусства, художник на замечает, что под алой драпировкой скрывается железная цепь, а под золотой короной — терновый венок. Тема благословения музы и ее механического притяжения являются ключевыми в искусстве Яцека, так как он сам, наделенный гением, был искушен желанием приманить музу. Тем не менее, на картине представлен благоприятный исход: будущее в виде спокойного пейзажа на мольберте — в юности Мальчевский предпочитал именно в этом жанре — сулит счастье и спокойствие художнику, противостоящему искушению и укротившего необузданную покровительницу живописи.

Аллегория «Видения» вполне понятна: Яцек Мальчевский словно пытается с помощью судьбоносного видения предупредить молодого самого себя, и, судя по исходу, изображенному на картине, ему это удается.

Факты:
Яцек признан на Родине и похоронен в крипте заслуженных в церкви святого Станислава в Кракове среди 13 известных деятелей польской культуры.
Мальчевский – ярый сторонник независимости Польши, поэтому часто в аллегорической форме изображает грядущее освобождение Родины от власти врагов–иноземцев.️