Арабская кофейня
Как-то учитель Матисса, символист Гюстав Моро, обратился к своему ученику: «Вы хотите упростить живопись». Он заметил эту особенность Матисса, когда тот сам ещё не отдавал себе в этом отчёта. Интересно, что такое упрощение, о которым говорил Гюстав Моро, уже тогда не имело ничего схожего с детскими рисунками, с которым критики позднее будут сравнивать живопись Матисса. Позже это будут называть «профессиональным темпераментом» Матисса.
Так, на выставке Осеннего Салона в Париже в 1905 году публика была очень удивлена непривычным стилем. Новый цвет живописи Матисса и собравшейся вокруг него группы художников был необычными и казался стихийным. Таких художников начали называть «фовистами» — «дикими».
Писатель Андре Жид рассказывал, что, когда перед картинами Матисса восклицали: «Это сумасшествие!», ему хотелось возразить: «Нет, месье, совсем напротив. Это продукт теории». И действительно, цвет живописи Матисса на самом деле никогда не был диким. Матисс подолгу подбирал цветовое решение, меняя цвет на холсте, как это было с «Красной комнатой» и «Арабской кофейней». «Поток цвета остается бессильным, — писал он. — Цвет достигает своей полной выразительности только тогда, когда он организован, когда он соответствует силе эмоций художника». А эмоции художника должны были вызывать соответствующее состояние и у зрителя.
«Арабская кофейня» — воплощение абсолютной внутренней тишины, созерцательной отрешенности неподвижных фигур, утративших ощущение собственного тела.
На полотне изображена пустыня. Пространство в виде густой бирюзы, песок и воздух — всё сливаются воедино. А вот фигуры и лица – огненные, жаркие. Никаких уточняющих и отвлекающих деталей. Только цвет. Благодаря отсутствию “лишних” деталей произведение обретает свойство вневременности. Картина будто описывает вечный порядок вещей: так есть сейчас, так было, так будет всегда. Лица вечно будут сменять друг друга, а пустыня и горячий кофе в песке навсегда остануться неизменными.
В картине есть два смысловых и композиционных центра, вокруг которых художник группирует немногочисленных действующих лиц "Арабской кофейни": стеклянный аквариум с золотыми рыбками и музыкальный инструмент. Они же являются источниками медитативного состояния, во власти которого находятся персонажи картины. Интересно, что аквариум с красными рыбками является излюбленным сюжетом мастера.
Оранжевая рамка картины и резкие черные арки на заднем фоне усиливают ощущение зноя, ограничивая это пространство. Благодаря этим элементам зритель четко ощущает, что там – ни единого дуновения ветерка.
Эта работа очень интересна тем, что может считаться предвестником техники декупажа, которую мастер будет активно применять в 40-50-е годы. Вскоре это окажется его единственным способом творить, ведь тяжело больной Матисс будет просто не в силах держать кисть.️