Art's Context
Ребенок с кнутиком

Ребенок с кнутиком


"Я убеждён в том, что картина должна быть приятной, весёлой, привлекательной, да, привлекательной! На свете и так слишком много скучных вещей, и не стоит пополнять их число своими картинами" – Огюст Ренуар

Ренуар наполнял детские образы такой же теплотой и обаянием, как и образы женщин.

Интересно, что даже самые известные заслуженные мастера либо не писали детских портретов вовсе, либо их образы на картинах изображали маленькие копии взрослых. Из-за этого художникам не удавалось раскрыть богатый и самобытный мир своей маленькой модели. Ренуар же создавал портреты детей, ориентируясь на эмоциях маленьких представителей человечества. Он стремился понять состояние каждого. Вот почему дети на его картинах обладают уникальной мимикой. «Ребенок с кнутиком» («Мальчик с кнутом») не стал исключением.

Да-да это именно портрет мальчика, хотя многие любители искусства до сих пор ошибочно полагают, что на полотне изображена девочка. Ребенок облачен в светло-голубое платье, согласно модным веяниям того времени, мальчики регулярно носили платья. В руках он держит игрушечный кнут. Герой портрета - Этьен Гужон-младший (1880 – 1945). На момент написания картины ему было 5 лет. Заказчиком выступил его отец - Этьен Гужон, французский сенатор. Элитный клиент пожелал приобрести изображения своих 4 детей.

Сегодня портреты старших сыновей Пьера-Жана-Леона и Пьера-Этьена Анри находятся в британском музеи Фицуильяма (Кембридж) и в частной коллекции соответственно. Изначально эти две работы представляли собой пару, но впоследствии были разделены. Изображения младших детей, Этьена и Мари, тоже были написаны парно, но также разошлись по разным картинным галереям. «Девочка с обручем» ловит восхищенные взгляды посетителей Национальной галереи искусств в Вашингтоне, а «Ребенок с кнутиком» - Эрмитажа.

Свежесть красок летнего сада, окутывая мальчика, отражается в его одежде, создавая на его рубашке игру света. Работа была выполнена под открытым небом, и ее можно совершенно точно отнести к жанру импрессионизма. Произведение создано в тот период, когда художник обратился к творчеству Энгра и Рафаэля, стремясь вернуть живописи чистоту рисунка. Четкая линия, которой очерчено лицо ребенка, вступает в конфликт с написанным свободными мазками импрессионистическим пейзажем. Эта манера получила название "жесткого" или "энгровского" стиля. Она стала выражением кризиса импрессионизма, переживаемого всеми художниками этого направления. В дальнейшем мастер отказывается от использования линии, и его живопись становится еще более свободной.

Только на лице маленькой модели, выполненном в классической технике, изображена несвойственная детям серьезность. Созерцая картину, зритель ощущает, будто ребенок торопливо ждет последующего вопроса или обращения. Он был занят важными для него детскими делами — играл с кнутиком, но вот, его заставили остановиться, чтобы узнать, чего хотят от него взрослые. Конечно же, взрослые окликнули его из-за какой-то ерунды, ведь им уже не понять, насколько был занят наш герой. Именно поэтому взгляд ребенка такой серьезный, а губы сжаты в нетерпении.️