Art's Context
Срезанное лицо

Срезанное лицо


Среди людей искусства встречается немало личностей, отделяющих себя от мира, не находящих себя в нем. Часто это становится причиной их самовыражения через искусство. Одним из таких одиноких русских художников является Олег Целков (1934–2021).

Олег Николаевич Целков родился в русско-еврейской семье товароведов, однако отец Олега всю жизнь мечтал заниматься творчеством. Поэтому когда 15-летний Олег почувствовал свое желание быть художником, отец поддержал его. Эксцентричного и не обученного искусству Олега не хотели брать в Минский художественный институт, но отец в личной беседе с ректором рассказал о своей мечте и убедил принять сына.

Однако здесь, как и в последующих высших учебных заведениях, Олег не задержался: из Минского института его выгнали за прерывание учебных мероприятий на пленэре, а из института им. Репина в Ленинграде — за тлетворное влияние на китайских студентов, приехавших обучаться соцреализму.

Олег Целков так бы и не имел высшего образования, если бы не Николай Павлович Акимов, преподававший в Институте театра, музыки и кинематографии, согласившийся принять его на свой курс. После окончания Целков принял несколько заказов в роли художника театра: «в Питере оформил единственную пьесу Хемингуэя, о войне в Испании – не помню, как она называлась. В Москве был такой знаменитый спектакль "Дамоклов меч" по пьесе Назыма Хикмета в театре Сатиры, поставил его Плучек». После такого творческого опыта и эпатажных постановок Целков был принят в Союз художников. Однако в собственных выставках Целков такого успеха не имел: первая выставка Целкова в Курчатовском институте продержалась два дня, а вторая, в Доме архитекторов, была закрыта через 15 минут: представители КГБ разогнали публику. Так, неприятный властям Целков был исключен из Союза художников.

Познакомившись в биографией Олега Целкова, мы можем прийти к очевидному заключению, что художник был одиозным и неординарным, отчего не мог найти себя. Целков отмечал, что даже до гонений со стороны властей он чувствовал себя некомфортно. Именно этой невозможностью покорного смирения порожден герой картин Целкова. Давайте посмотрим на работу «Срезанное лицо» (2002). Перед нами типичный герой Целкова — лик, обезличенный массовостью. Сам художник называет эти уродливые образы «невиданным доселе племенем». Узкий лоб, тяжёлый подбородок, исковерканные в гримасах лица и узкие животные глаза изображают высмеянный образ советского человека — отупевшего от системной монотонности, разучившегося проявлять себя из-за усреднённости. Поскольку публике известны непростые отношения Целкова с властью, доказательством чего была его последующая эмиграция, гротеск на homo soveticus кажется вполне уместным. Как отмечает Олег Целков, прообразом этих искаженных ликов стал он сам. Прожив больше 40 лет в СССР, художник уже сам стал частью этой обезличенной массы. И всю жизнь — как на Родине, так и за рубежом, — он чувствовал неприязнь к человеку, так как осознавал собственную причастность к этому стаду.

В советское время работы Олега Целкова вызывали страх у властей и непонимание у граждан, однако сейчас картины с уродливыми лицами пользуются огромным успехом у публики. Многие видят в «невиданном доселе племени» современного человека, чьё лицо утонуло в пучине массовости и превратилось в подобие псевдо-человеческой гримасы. Как на «Срезанном лице» Целкова, если Даша попытаться снять повседневную маску, за человек ничего не осталась:

…Тоже срежу - позже! Но

Это мало что изменит:
Нет под масками лица!
Вместо света только тени,
Не родится в пепле феникс…

Марта Журавлева️