Art's Context
Растворение II

Растворение II


Вас когда-нибудь интересовало, как выглядит мир глазами почти незрячего человека? Или, быть может, вы сами близоруки, и оттого ни раз сталкивались с расплывающимся миром? В любом случае, я думаю, что зрителя не оставит равнодушным близорукая перспектива, используемая на работах Филипа Барлоу (1968–).

Когда мы узнаем, что этот южноафриканский художник работает в традиционном стиле, мы сразу же представляем натуроподобные и понятные нам сюжеты и приемы художников-реалистов. Однако, столкнувшись с любой работой Барлоу, мы осознаем, что здесь все совсем так очевидно для нас: привычный нам мир расплывается в обилии ярких пятен. У обывателя, привыкшего к четкому изображению, это может вызвать некий диссонанс в восприятии и ощущение неуверенности в увиденном. И это не случайно.

Получивший диплом графика Барлоу явно не страдает от дилетантства: коллекция его работ переполнена портретами углем и пастелью, фресками, акварельными и перьевыми работами; художник получил опыт в европейских странах. Так что рассматриваемая нами работа — это манера, выработанная годами, окончательно сформированная лишь к 2002 году. Что же побудило художника изображать мир именно так?

Как утверждает сам Филип, подобная расплывчатая манера позволяет человеку подключить свое воображение и пофантазировать на предмет того, как мог бы выглядеть мир, если бы каждый человек мог «достроить» мир вокруг согласно собственным представлениям. Быть может, если мы сознательно чего-то не видим, не значит, что этого не существует — нам просто стоит додумать самостоятельно. Причём сам Барлоу помогает нам включить фантазию: расставляя даже на обыденных городских пейзажах яркие акценты, Филип словно подмечает, что не все так скучно и тускло, как может показать пресыщенному современному человеку.

И вправду, на рассматриваемой нами картине «Растворение II» контрастные розово-фиолетовые пятна не позволяют зрителю в противовес названию раствориться в урбанистической толпе. Человек, лишенный возможности держаться за четкие образы и аггравированно-геометрические силуэты, цепляется за выделяющиеся пятна и создает собственное близорукое восприятие действительности.

Филип Барлоу отвечает запросам современного городского жителя. Ознакомившись с его работами, у зрителя создается ощущение, что монотонность и усредненность, пропагандируемые массовой культурой, на самом деле могут быть нивелированы индивидуальным восприятием и способностью видеть мир не так однобоко.

Факты:

1. У художника есть свой сайт, поэтому каждый желающий может ознакомиться с работами и подробной биографией Филипа Барлоу: https://www.philipbarlow.com/about.

2. В арсенале Барлоу присутствует портреты с четко-прописанными силуэтами людей, однако задний фон все так же расплывчат. Выработав свою манеру, художник не отходит от нее даже в портретных композициях.️