Art's Context
Портрет С.П. Дягилева

Портрет С.П. Дягилева


Сергей Дягилев — феноменальный антрепренер, который позволил всей Европе полюбить русскую культуру. Он не был живописцем, создателем постановок балетов и опер, да и вообще, как художественный критик выступал довольно редко. Как же он стал такой значимой личностью в мировой художественной культуре? Всё дело в том, что Дягилев обладал таким вдохновением, страстью и организаторским талантом, которые действительно могли изменить историю искусств ХХ века. Это пример человека, сумевшего выйти за рамки академического консерватизма сценического искусства, написав историю танца с нуля. Благодаря инновациям талантливого импресарио люди и по сей день могут не просто видеть, но и чувствовать балет.

Портрет С. П. Дягилева с няней по праву является лучшим портретом антрепренера, который по совместительству являлся близким другом художника. Работа над картиной началась в апреле 1904 года в Петербурге. К этому моменту Бакста и Дягилева связывала уже пятнадцатилетняя дружба. Художник восторгался проектами Дягилева, его энергичностью и предприимчивостью, но не мог терпеть его властолюбивых манер, высокомерия и бестактности.

Дягилев стоит посреди комнаты, словно он секунду назад быстро ходил и резко остановился. У него поза человека уверенного, знающего себе цену и привыкшего приказывать. В ней соединились и покой, и порывистость. Добужинский писал: «во всей его повадке и манере разговаривать была какая-то барская леность, и в то же время я всегда видел его куда-то спешащим». Но даже сквозь маску монументальности и непреклонной целенаправленности можно увидеть живые человеческие черты. Так, в уголках жестко очерченных губ - не то улыбку, не то игру нервов нежности, а в глазах – святую грусть, доброту и, как отмечал Серж Лифарь, неожиданную сентиментальность.
Также, бросается в глаза седая прядь волос, придающий всему облику какой-то дополнительный шарм и аристократизм.

Интересно, что дался портрет Баксту непросто. «…Сегодня Серёжа отвратительно позировал, ломался и так приставал, чтобы я сделал его красивее и тоньше, что я чуть не пустил в него кистями!», – жаловался на Дягилева художник в своем письме к жене. Капризную модель мастер писал два года, что для него исключительный случай. Как правило, над портретами он работал оперативно.

Присевшая в углу няня, столь типичная для русского дворянского быта, служит своеобразным контрастом фигуре Дягилева. За счёт этого, она помогает Баксту глубже раскрыть характер Дягилева как недавнего провинциала, сумевшего впоследствии благодаря темпераменту и таланту стать выдающимся импресарио Европы.

В глубине освещенной комнаты можно заметить мольберт, а также картины на стене, что является символом. Ведь за плечами Дягилева – «Мир искусства», историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце, а он, повернувшись ко всему этому спиной, словно выступивший на авансцену, рвется все к новой и новой деятельности, где его ждут свежие театральные триумфы.️