Art's Context
Прогулка

Прогулка


Мы часто слышим выражение: «Любовь окрыляет». Каждый, кто испытывал это чувство, считает, что его невозможно описать словами. Намного проще это чувство изобразить. Давайте посмотрим, как передал окрыление любовью русский авангардист Марк Захарович Шагал (1887-1985) на картине «Прогулка» (1918).
Урождённый Мовша Хацкелевич обожал свою малую Родину — Витебскую губернию, поэтому изображал ее на всех работах. Захолустный городишка на полотнах Шагала превращается в Иерусалим — вечный центр христианства. Витебск у художника всегда окрашен в насыщенный изумрудный цвет, глубоко любимый Шагалом, символизирующий любовь к жизни. На «Прогулке» мы видим и некоторые детали Витебска: центром, словно сердцем картины является бледно-розовая Спасо-Преображенская церковь. Эту церковь юный Мовша видел из окна родительского дома. Пейзаж на «Прогулке», навеянный детскими воспоминаниями, пронизан атмосферой чего-то родного и беспечного.
Картина пронизана любовью не только к Родине. На «Прогулке» Шагал изобразил себя и возлюбленную Беллу. Встретив свою будущую супругу в 22 года, Марк не переставал восхищаться юной красавицей. Однако любовь потребовала жертв: дочь богатого московского антиквара не могла выйти замуж за молодого художника из бедной еврейской семьи. Ради возможности брака с Беллой Шагал поехал во Франции. И только после того, как он смог заработать себе имя и состояние, вернулся и женился на возлюбленной в 1915 году — как раз в этот период написана картина. Этот момент любовного счастья и изобразил художник: он держит Беллу за руку, широко улыбаясь светлому будущему.
Композиция картины напоминает русскую пословицу: «Лучше синица в рукаве, чем журавль в небе». В правой руке у Шагала синица, символизирующая родной Витебск и увлечение искусством, а в левой — журавль-Белла. Художник не отпускает ни журавля, ни синицу, тем самым убеждая зрителя, что человек не должен делать выбор между вещами, которые он любит, ведь он может их совместить.
Мотив полета также мог быть взят Шагалом из идиша. В этом языке есть слово «люфтменч», которое дословно переводится как «человек воздуха». Так художник пытается передать, насколько любовь переполняет Беллу: она буквально возносится на небеса.
Стоит также заметить, что год написания картины связан с еще одним важным событием — русской революцией. Она перевернула жизнь Шагала: всё имущество отца Беллы было конфисковано большевиками, а художник был отправлен в Витебск в должности комиссара искусств. Однако на «Прогулке» нет никаких признаков трудностей семьи Шагала: молодые улыбаются, под их ногами — ткань, разрисованная богатыми узорами и уставленная бокалами вина. Это вовсе не отсылка к крови революции, а символ счастья и безмятежности влюблённых. Шагал абстрагируется от ужасающей действительности, смотря на жизнь чистым и непредвзятым взглядом. Как говорил сам авангардист: «Художнику надо иногда быть в пелёнках».
Так, «Прогулка» становится олицетворением абсолютного счастья Шагала. Вся картина пронизана любовью: от детского восторга до юношеского обожания. Марк Шагал изображает жизнь со своей точки зрения: трудную, но пропитанную радостными воспоминаниями и сулящую прекрасное будущее. Потому, познакомившись с биографией и творчеством Шагала, хочется посмотреть на свою действительность по-новому: быть может, в ней намного больше положительных моментов, чем нам могло казаться до этого (доселе).
Факты:
«Прогулка» является частью триптиха: кроме нее в группу картин входят «Двойной портрет с бокалом вина» и «Над городом». Общая идея триптиха состоит в свободе от притяжения земли, которую дарит человеку любовь. В настоящее время полотна разъединены: «Двойной портрет» находится в в парижском музее искусств им. Помпиду, «Над городом» — в Государственной Третьяковской галерее, а «Прогулка» — в Русском музее;
Будущее художника было еще более драматичным, чем предвещала ему революция. В 1923 году Шагал эмигрировал в Париж, где пришедшие в 1933 году нацисты публично сжигали его картины. Вторая Мировая война породила опасность для жизни художника еврейского происхождения, однако ему удалось эмигрировать в США в 1941 году;
Шагал искренне восхищался Беллой. Она стала не только женой художника, но и музой, и мудрым советчиком художника. Шагал так писал о Белле: «Она парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее “да“ или “нет“».️