Art's Context
Сафо и Фаон

Сафо и Фаон


Жак Луи Давид является ярким представителем неоклассицизма, художественного течения, базировавшегося на античном наследии и доминировавшего в конце XVIII – начале XIX столетий. С именем художника ассоциируются лучшие работы исторического и портретного жанра. Им характерна строгость, четкость и безупречная логика композиционных приемов. Однако, как не странно такие приемы не обращают полотна в отвлеченные и холодные схемы. Совсем наоборот, в его монументальных образцах есть качества, которые станут характерными для последующих течений XIX века: роматизма и реализма.

За Давидом последует огромное количество художников первой половины XIX столетия, которую вскоре назовут школой Давида. Говоря об учителях самого художника, то он искренне считал такими античных мастеров и Рафаэля, при этом подчеркивая важность для его искусства произведений мастеров XVII века, прежде всего Пуссена.

Исходя из древнегреческих легенд, Сафо была известной поэтессой, писавшей в жанре мелической лирики. В свою очередь Фаон был обычным рыбаком, который, однако, был наделен неисчерпаемой молодостью и чаруемой красотой. Сафо влюбилась в красавца-моряка. Каждый день он на лодке уходил в море, а Сафо ждала его прибытия. Однажды Фаон не вернулся домой, и Сафо в отчаянии покончила с собой, бросившись со скалы в волны бушующего моря.

Интересно, что именно отсюда появилось выражение «броситься с Левкадской скалы», что стало в народе означать «кончить жизнь самоубийством» или «наложить на себя руки под влиянием отчаяния».

Композиция картины довольно статична и одновременно театральна, фигуры персонажей напоминают ожившие идеальные статуи. На свитке написано: «Счастлив, кто подобится в блаженстве богам, кто близко от тебя сидит и по тебе воздыхает».

Сюжетом для своей работы мастер выбирает момент, где Сафо слагает оду о своей любви к возлюбленному, а появившийся в тот же момент Фаон нежно прикасается рукой к ее лицу. Поэтесса мгновенно забывает об игре на лире, и отдает её в руки Амура. Нахлынувшее на нее творческое вдохновение с момента прикосновения сменяется любовным экстазом от близости своего возлюбленного.

О том, что перед нами все же миф напоминает купидон, причем далеко не маленький пухлый мальчик, привычный для произведений барокко и рококо. В его фигуре явно видны классицистические пропорции удлиненного тела.

Картина написана в 1808 году по заказу князя Николая Борисовича Юсупова, причем выбор сюжета заказчик оставил за художником. Поскольку Давид в то время числился официальным художником Наполеона и не имел права брать частные заказы, то работа над картиной не афишировалась и производилась скрытно, мотивацией Давида служило то, что плату за выполненные государственные заказы он получал крайне нерегулярно и сильно нуждался в деньгах.️