Art's Context
Весна

Весна


Ни для кого не секрет, что художники Возрождения предпочитали изображать мифологические или религиозные сюжеты. Однако задумывались ли вы, какой скрытый смысл они вкладывали в свои произведения? Давайте узнаем, что имел в виду Сандро Боттичелли (около 1445 – 1510) на своей известной картине «Весна» (1482).

Интересно, что картина изначально не была предназначена для посещения на стену в качестве украшения. Благодаря описи 1498 года была обнаружено, что «Весна» была стенкой летуччио — кресла-дивана для отдыха. Так, полотно, подаренное Лоренцо Великим своему племяннику на свадьбу, первоначально загораживалось спинами гостей и жильцов, что не позволяло им разглядеть поистине восхитительное произведение.

Однако и позже картина не привлекла особого внимания. После угасания рода Медичи в 1815 году картина попала в галерею Уффици, была отправлена в Академию для обучения художников, а потом снова была возвращена в галерею в 1919 году. И только спустя больше 400 лет после создания «Весны» она была замечена искусствоведами и отправлена на реставрацию в 1982 году. Сейчас «Весна» является визитной карточкой Уффици.

Чем же навеян сюжет «Весны»? Известно, что Боттичелли вдохновлялся поэмой Лукреция «О природе вещей», из которой на картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир, а благодаря «Фастам» Овидия на полотне присутствуют Хлорида и Хариты.

Давайте теперь обратимся к изображенному на «Весне». Перед зрителем предстает плодородный пейзаж: поляна в апельсиновом саду, полностью усеянная цветами (цитируя поэму Лукреция, «Сад плодовитый цветет на полях», «…земля-искусница пышный стелет цветочный ковер»).

Боттичелли, согласно традициям Раннего Ренессанса, задает гармоничный ритм на картине: персонажи расположены в ритме 1-3-1-3 (при просмотре слева направо). Благодаря повышенной точке зрения на картине герои словно парят над землей, усиливая эффект таинственности и одновременно величия происходящего. В левом углу мы можем узнать Меркурия по его атрибутам — кадуцею, шлему и крылатым сандалиям. Как сын бога неба Юпитера, он берет на себя ответственность за охрану сада и разгоняет тучи. Правее Меркурия изображена группа из 3 Харит в танце. Они являются аналогом римских граций — богинь радости и веселья, их имена — Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). Центральную одиночную группу представляет Венера — богиня садов и любви. Ее положение не случайно: листья мирта — атрибуты Венеры — с просветами между ними образуют арку, отсылающую к многочисленным изображениям Мадонны. Правая группа на картине — Зефир, преследующий свою возлюбленную нимфу Хлориду, которая превращается во Флору, щедро разбрасывающую розы по саду. Боттичелли мастерски использует прием для передачи процесса метаморфозы: драпировки героинь словно перетекают друг в другу, что создает ощущение, что зритель застает самый момент превращения Хлориду во Флору.

Существует множество теорий относительно интерпретации «Весны» Боттичелли. Давайте рассмотрим самые очевидные из них. Согласно философскому взгляду, сюжет связан с идеей гуманизма, пронизывающей всю эпоху Возрождения. В этом случае картина имеет воспитательное значение и демонстрирует, как любовь человек поднимается под руководством Венеры от чувств (правая группа) через разум (Хариты) к созерцанию (Меркурий). Теорию подтверждает картинный ритм: Зефир, поглощенный земной любовью, падает вниз, в то время как движение одухотворенного Меркурия направлено в небеса.

Согласно религиозной теории, на картине изображена Дева Мария в ее символическом саду — Hortus сonclusus. Значит, что «Весна» представляет собой путешествие по земному Раю: рождение в Мир, прогулка по Саду и уход в Небеса.

Наконец, историческая интерпретация свидетельствует об изображении Боттичелли своих современников. Так как картина была свадебным подарком, то «Весна» может быть наставлением перед браком как племяннику Лоренцо ди Пьерфранческо — Меркурию, так его невесте Семирамиде Аппиани — средней Харите, которая вот-вот будет поражена стрелой купидона–путто и уже смотрит на будущего возлюбленного. Существует также теория, что Меркурий — сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных героинь изображены его любовницы — Симонетта Веспуччи (Флора), Фьоретта Горини (Венера) и Лукреция Донати (Флора).

Факты:

Ботаники насчитали более 500 цветов на «Весне», которые относятся к более 170 видам. Многие из них изображены натуралистично (как например, немецкий ирис в правом нижнем углу). На картине изображены цветы, распускающиеся во всех сезонах, что свидетельствует о вечной весне в апельсиновом саду.
Интересно, что Симонетта Веспуччи, предположительно изображенная на картине, была первой красавицей флорентийского Ренессанса, за что имело прозвища «Несравненная» и «Прекрасная Симонетта». Она также была моделью Боттичелли для «Рождения Венеры» и Пьеро ди Козимо для «Смерти Прокриды».
Еще одной интерпретацией картины является экзотическая теория. Согласно ей, на «Весне» зашифровано послание Боттичелли: персонажи могут рассматриваться как ноты, так и как завуалированные названия итальянских городов.️