Art's Context
Неизвестная

Неизвестная


Данная работа написана в стиле реализма и стоит на границе портрета и тематической картины. На картине представлена девушка, проезжающая в коляске по Аничкову мосту в Санкт-Петербурге. Надменное выражение лица выдает натуру избалованную, капризную. Дама будто недоступна для зрителя в своей надменной красоте, но напускное хладнокровие не может скрыть внутренней энергии, страстности, которые заключены в её взгляде и позе. Никогда Крамской ранее не уделял столько внимания и пейзажу, и деталям одежды, написанным виртуозно, с особенной аккуратностью. Девушка одета модно. Однако, это далеко не означало ее принадлежности к высшему свету, скорее наоборот — кодекс неписаных правил исключал строгое следование моде в высших кругах русского общества. Кто же на самом деле эта «неизвестная»?

В своих дневниках Крамской не упоминал личность незнакомки. Для Ивана Николаевича подобная скрытность была делом противоестественным: обычно он охотно делился всеми своими творческими замыслами. Выделяется более 20 теорий о личности незнакомки. Так, её личность связывают с образом Анны Карениной из романа Л.Н. Толстого или Настасьи Филипповны Ф.М. Достоевского. Рассмотрим три самые интересные версии.

Изображенная Крамским девушка либо не принадлежит к светскому обществу, либо имеет исключительную возможность свободно нарушать принятые в нем правила поведения. Такое допустимо в случае, если даму поддерживает сам государь, который не хочет хранить в тайне особые отношения с неизвестной. Это объясняет теорию, согласно которой перед нами княжна Екатерина Долгорукова, которая в течение 14 лет была чрезвычайно близка с Александром II. Так, В Государственном архиве РФ можно найти их обширную переписку: 3450 писем от Александра II и 1458 писем от княжны.

Многие утверждают, что «Неизвестная» — собирательный образ женщины, которая вовсе не являлась примером для подражания. Будто бы Иван Николаевич написал картину с целью изобличения моральных устоев общества — модная одежда и накрашенные губы выдают в женщине типичную содержанку. Исходя из этой теории, критик Стасов назвал эту картину «Кокотка в коляске», а другие критики писали, что Крамской показал «одно из исчадий больших городов». Как ни странно, но позже в одной из чешских коллекций был обнаружен этюд «неизвестной». Девушка на нем выглядит еще более высокомерной и грубой, она будто с вызовом смотрит на проходящих. Это дало повод утверждать, что художник действительно вынашивал замысел создать осуждающий портрет. Однако в окончательном варианте Крамской смягчил черты неизвестной, облагородив её внешность.

Также имеет право на существование теория, согласно которой художнику для этой картины позировала его дочь, Софья Крамская. Если сравнить «Неизвестную» с картиной «Девушка с кошкой» — портретом дочери, то сходство действительно можно увидеть.️